Под общей редакцией

ректора Некоммерческого акционерного общества

«Медицинский университет Караганды»

профессора Р. С. Досмагамбетовой

Редакционная коллегия

А. А. Турмухамбетова, Т. К. Рахыпбеков, Р. А. Абзалова, В. Б. Молотов-Лучанский,

Л. Л. Мациевская, Т. Т. Едильбаева, Е. С. Сербо (ответ. секретарь сборника)

Денсаулық сақтаудағы әлеуметтік жұмыс және психология: даму,

инновация  және  перспективалар:  Хал.  ғыл.-тәжірибелік  конф.  мат.

Социальная  работа    и  психология  в  здравоохранении:  развитие,

инновации и перспективы: Матер.междунар.науч.-практ.конф. Social

work and psychology in healthcare: development, innovation and prospects:

Mater. of intern. scientific-practical conf. Карағанды: изд-во НАО «МУК», 2019. – 118 с.

Жинақта ҚР-дағы әлеуметтік көмек жүйесінің жағдайы, әлеуметтік жұмыс және психология бойынша мамандарды даярлау, денсаулық сақтау технологиялары, Денсаулық сақтау саласындағы әлеуметтік жұмыс пен психологияның түрлері мен әдістері, сондай-ақ медициналық-әлеуметтік жұмыстағы сектораралық және ведомствоаралық өзара іс-қимылдың негізгі мәселелері сияқты қазіргі денсаулық сақтаудағы әлеуметтік жұмыс пен психологияның өзекті мәселелері қарастырылады.

  • сборнике рассматриваются актуальные проблемы социальной работы и психологии современном здравоохранении, такие как состояние системы социальной помощи в РК, подготовка специалистов по социальной работе и психологии, здоровьесберегающие технологии, формы и методы социальной работы и психологии в сфере здравоохранения, а также основополагающие вопросы межсекторального и межведомственного взаимодействия в медико-социальной работе.

Actual problems of social work and psychology of modern healthcare, such as the state of the social assistance system in the Republic of Kazakhstan, training of specialists in social work and psychology, health-saving technologies, forms and methods of social work and psychology in the field of healthcare, as well as fundamental issues of intersectoral and interagency interaction in medical -social work are considered in the collection.

Рассчитан     на     широкий     круг     социальных,     медицинских     и

педагогических работников, специалистов-психологов, врачей практического здравоохранения и работников социальной сферы, обучающихся медицинских и педагогических вузов и колледжей.

Т. Ж. Абдикаликова¹, Б. Н. Байдильдина2

САМООЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ У ПАЦИЕНТОВ

  • ХРОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ ПОЧЕК

(НАО МУК, Караганда, Казахстан)

Хроническая болезнь почек является следствием многих состояний и часто встречается в медицине. И даже когда с медицинской точки зрения лечение идет успешно и жизнь обретает реальную перспективу, возвращение к нормальной , полноценной жизни может стать серьезной психологической проблемой для больного.

Цель этого исследования определить факторы влияния на самооценку состоянии здоровья у лиц с хронической болезнью почек (ХБП).

Материалы и методы. В перекрестное исследование было включено

146 пациентов (мужчин 58, женщин 88), средний возраст составил 48,8 (25-

  • лет. В зависимости от баллов все респонденты были разделены на 2 группы: 48 человек с низкой самооценкой (2 балла и ниже) — 32,9%, 98 — с высокой самооценкой (3 балла и выше)- 67,%.
  • всех респондентов было получено информированное согласие на участие в исследование. Исследование включало анкетирование, измерение антропометрических показателей, АД, уровня глюкозы, липидограммы, креатинина.

Статистическая обработка проводилась с помощью программы SPSS20. Оценка различий проводилась с помощью критерия Крускала-Уоллиса, Манна-Уитни, различия считались статистически значимыми при значениир = 0,05. Корреляционный анализ проводился с использованием коэффициента Спирмена.

Результаты.

Сравнительный анализ показал отсутствие значимых различий между группами по уровню самооценки, креатинина (р = 0,136), глюкозы в крови (р = 0,156), стадии ХБП (р = 0,161), дохода в месяц (р = 0,193), возраста (р = 0,595), курения (р = 0,630), систолического АД (р = 0,734), диастолического АД (р = 0,511), холестерина (р = 0,824).

Мы обнаружили, что самооценка была ниже у женщин по сравнению с мужчинами (р = 0,019):, улиц, имеющих низкий уровень образования (р = 0,004) и повышенный индекс массы тела (ИМТ) (р = 0,000).

Заключение

Таким образом, результаты исследования показывают возможности целенаправленной модификации факторов, влияющих на самооценку состояния здоровья с целью пациентов с хронической болезнью почек.

Г. Б. Абдикаримова

НАУҚАСПЕН КОМПЛАЕНСТЫ ҚАЛЫПТАСТЫРУ ПРОЦЕССІНДЕГІ ПСИХОЛОГТЫҢ РӨЛІ.

Коммерциялық емес акционерлік ұйым «Қарағанды медициналық университеті» Қарағанды қаласы.

Қазіргі кезде біздің республикада психологиялық өзекті мәселелерді анықтауға деген қажеттілік пен қызығушылық өсу үстінде, сондықтан да қазіргі таңда науқастармен қарым-қатнас құруда психологтың рөлі ерекше маңызға ие . Науқастармен комплаенсты қалыптастыру процесінде психологтың рөлі — науқастың тұлғалық құндылықтарын қайта қалпына келтіру, психологиялық сұраныстары мен қажеттіліктерін қанағаттандыру, отбасы, туған-туыстарымен байланысты қалпына келтіруге қолдау көрсету, кәсіби және еңбек дағдыларын қалыптастыру, сондай-ақ, еңбекке араласуға нақты бағыттар беру секілді қызметтерді орындайды. Психологтар өзерінің кәсіби іс-әрекеттерімен адамдар өмір сүріп, жұмыс жасайтын жерлердегі қиындықтарды шешу үшін теориядағы жетістіктерді және психологиялық әдістерді қолдану арқылы адамдардың психологиялық денсаулығын жақсартуға және қоғамның психологиялық мәдениетінің өсуіне ықпал етеді.

Науқастардың дәрігер ұсынымдарын сақтауының дұрыстығын белгілеу үшін «комплаенс» термині ұсынылған. Комплаенс (ағылшын. «compliance» — келiсiм, сәйкестік,) сөзбе-сөз сұранысқа немесе науқасқа сәйкес әрекетті; қандай да бір ішкі немесе сыртқы талаптарға немесе нормаларға бағынуды білдіреді. Қоғамдық денсаулық сақтауда комплаенс проблемасы жеткіліксіз зерттелген, бұл өз кезеңінде қарастырылатын зерттеуді жүргізу қажеттігін білдіреді. Оның мақсаты дәрігерлік ұйғарымдарды орындау туралы шешімдер қабылдау кезеңінде пациенттің мінез-құлқына жағдай жасайтын факторларды зерделеу болып табылады . Бүгінгі таңда әлем бойынша аурудың ең көп тараған түрі қатерлі ісік ауруы болып тұрғанына байланысты, онкологиядағы комплаенс өзекті мәселелердің бірі.

Онкологиялық комплаенс онкологиялық аурумен ауыратын науқасқа дәрігердің диагнозын дұрыс жеткізе білу және емге немесе дәрігер ұсыныстарын орындауға деген келісімін алу. Көп жағдайда науқастар ісік ауруынан қорқыныш және ондай диагноз есту науқастың психикасына ауырлық түсіре отыра жеткіліксіз комплаенс орын алады, яғни дәрігер ұйғарымдарын пациенттердің бар — жоғы жартысына жуығы ғана сақтайды. Сондықтан психолог психологиялық көрсеткіштердің сауаттылығына, болжам жасау және түзету әдістердің тиімді екеніне, ұсынылатын пікір-ұсыныстардың ғылыми негізделуіне тікелей жауапкершілікте болады. Сол себептен дәрігер мен науқас арасындағы ынтымақтастықты дамыту заманауи мәселе ретінде қарастыру біздің негізгі мәселемізге айналып отыр.

Р. А. Абзалова

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ КАЗАХСТАНА

Национальная ассоциация «PRIMARY HEALTH CARE»

Актуальность: Социальная работа приобрела в последнее время вэпоху социально-экономических перемен, происходящих в обществе, особую значимость. В условиях роста групп риска, преступности, числа людей без определенного места жительства, безработных необходима система социальной работы. Подготовка высококвалифицированных специалистов в области социальной работы является важнейшей проблемой современности.

«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов… это необходимость интегрального видения человека». Возникает необходимость создания новых механизмов, форм и методов медико-социальной помощи всем категориям населения. Необходимо расширять границы от узко-медицинского подхода в работе с различными категориями населения к целостному подходу в медицине. Включать в систему здравоохранения специалистов, способных осуществлять межсекторальный и межведомственный подход.

Цель исследования: Обучение теоретическим и методологическим основам социальной работы, технологиям проведения социальной работы с населением с перспективой закрепления полученных знаний и навыков в их социально-практической деятельности.

Материалы и методы: Обзор нормативно-правовых актовМинистерства здравоохранения Республики Казахстан, практика ПМСП.

Результаты: Социальная работа это обширный комплекс различных мероприятий, направленных на достижение 3-х основных целей:

  • Гарантировать населению установленный минимум финансового и социального благополучия на протяжении всех фаз жизненного цикла и в различных ситуациях риска (заболевание, распад семьи и т.д.);
  • Развивать способность самих людей обеспечивать самих себя; Социальные услуги являются общепринятым понятием, связанным с

услугами, которые соответствуют социальным потребностям населения и потребностям в обслуживании и уходе. Социальные услуги могут поддержать повседневную деятельность на определённых фазах жизненного цикла как, например, в случае получения инвалидности, распада семьи, приобретения заболевания, ведущего к задержке или ретардации психического развития, асоциального поведения.

Уникальность профессионала в области социальной работы состоит в том, что он выступает посредником между государством и его гражданами, оказавшимися в силу тех или иных причин в объективной и субъективной трудной (проблемной или кризисной) ситуации. Специалист как посредник

должен уметь: координировать социальные связи и отношения; управлять своим собственным поведением и эмоциями в межличностном взаимодействии с нуждающимися в помощи гражданами

Образ профессионального социального работника:доброжелательность и открытость; уважение к клиенту; спокойный и рассудительный ум; терпимость и самообладание; конфиденциальность и тактичность; понимание и искренняя помощь; позитивное мышление и вдохновляющее состояние; позиция стороннего наблюдателя.

Конечная цель деятельности социального работника:грамотное иточное применение социальных знаний, навыков и технологий в нужный момент; сознание и уверенность в правильности выбранного плана действий по отношению к клиенту и ситуации; эффективное воздействие для положительного решения ситуации клиента; развитие уверенности, появление силы духа и новых ценностей у клиента; осуществление внутренней трансформации в мышлении и поведении клиента; самопреобразование, развитие, профессиональный и личностный рост социального работника на основе знаний и опыта.

Г. К. Аблаева ¹

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ¹Алматинский филиал Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета Профсоюзов

Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения, мировоззрение, особенности характера, самооценки и ценности человека. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Таким образом, необходимо отметить, что направленность носит социальный характер. Она формируются в процессе социальной и индивидуальной деятельности человека, в рамках определенных общественных отношений и форм общения людей.

Направленность личности формируются в процессе социализации. В связи с этим, следует сказать, что весь жизненный путь человека и система его знаний влияют на характер его направленности. Как известно, направленность является высшим иерархическим уровнем структуры личности. Направленность определяет успешность овладения человеком профессией и выступает «системообразующим» фактором личности профессионала [1].

На сегодняшний день в психологии нет однозначного понимания профессиональной направленности. Профессиональная направленность трактуется как совокупность мотивов, установок личности, планов, ценностных ориентаций в области определенной профессиональной деятельности [1].

Теоретической основой изучения проблемы профессиональной направленности стала концепция направленности личности, как динамических тенденций, С.Л. Рубинштейна. Им было выдвинуто положение о развитии личности в деятельности, и поставлена проблема направленности, как «…вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами» [2]. Вслед за С.Л. Рубинштейном в направленности выделяют два аспекта: предметное содержание (направленность на определенный предмет) и напряжение, возникающее при этом. Содержательный аспект направленности включает ценностно-смысловые образования и цели. Они обеспечивают внутреннюю целостность личности, определяют главные и относительно устойчивые отношения человека к себе, к другим людям, к профессии и в целом к миру. Ценностно-смысловые образования выступают важнейшими регуляторами жизни и деятельности человека, в том числе и профессиональной. В процессе профессионального обучения выделяется задача активизации стремления к самопознанию. Через самопознание человек начинает ориентироваться в ценностно-смысловом содержании своего сознания.

Наличие и осознание значимой цели, идеи, смысла, то есть содержательного компонента профессиональной направленности – важное условие профессионального и личностного развития личности.

Формирование профессиональной направленности личности в вузе регулируется разными путями, это и преподавание общеобразовательных предметов, и взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки и, разумеется, весь воспитательный процесс. Личностное формирование специалиста – необходимая часть профессионализации, которая, являясь динамичной по своей природе, развивается в процессе высшего профессионального образования. Возможно с полной уверенностью заявлять о том, то что вовлечение в процедуру личностного формирования студента-психолога компонентов, связанных с его профессиональным развитием, обеспечит полноценное становление его как профессионала. Цель преподавателя в данной ситуации не просто предоставить студенту комплекс знаний по дисциплине, а сформировать у него мотивацию к овладению знаниями и дальнейшему профессиональному развитию, грамотно и корректно воздействовать на мировоззрение студента, на его представления о себе, окружающих, профессии. Тем самым, можно сказать, что профессиональная направленность всего учебно-воспитательного процесса в вузе выражает определенное качество процесса обучения и воспитания учащегося [3].

На данном этапе развития системы высшего профессионального образования реализация задачи дальнейшего совершенствования содержания подготовки молодых специалистов, состоит в обеспечении профессиональной направленности личности.

Распространенность в современном обществе проблем психологического характера и осознание необходимости участия квалифицированных психологов в их разрешении, потребность в специалистах для стремительно развивающихся служб практической психологии во всех сферах социальной практики и производства формируют социальный заказ на подготовку квалифицированных психологов.

Каждой определенной профессиональной группе присущ свой смысл деятельности, своя система ценностей, определяемые, прежде всего, направленностью деятельности на ее объект. В этой связи большой интерес представляют профессиональные группы, чья деятельность как форма самореализации личности обусловлена морально -этическими принципами по отношению к своему объекту, т. е. профессии, имеющие деонтологический статус.

Классическим примером такого вида профессий является практическая деятельность психолога, которая специфична, прежде всего, кругом своих задач, обусловленных взаимодействием специалиста с широчайшим спектром явлений окружающей социальной действительности (от политических, экономических, культурных преобразований в обществе и техногенных катастроф до конкретных жизненных трудностей отдельного человека).

  • процессе своей деятельности психологу приходится сталкиваться с различными возрастными, социальными, культурными категориями людей, однако объектом его деятельности всегда остается индивидуальность человека, обратившегося за помощью к специалисту как к компетентному в его жизненных трудностях и проблемах лицу, при этом следует учитывать, что в ходе такого взаимодействия сам психолог становится элементом близкого окружения этого человека. Все это требует от психолога особых индивидуальных качеств, мировоззрения, системы ценностей и, прежде всего, осмысленного, интернализованного отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности.

Исходя из этого, можно выделить некоторые компоненты специальных способностей психолога. В частности, к ним относятся индивидуально-психологические особенности мышления (социального интеллекта как способности к пониманию поведения других людей) и тогда

мы получаем следующий психологический портрет эффективного психолога: это личность с творческим мышлением, склонная к самоанализу, любящая работать в одиночестве, независимая и самоуверенная, но всегда готовая воспользоваться новыми возможностями для приобретения нового опыта, эмоционально устойчивая, наделена развитым чувством самоконтроля, не привержена стандартам, обладает гибким мышлением и легко адаптируется [2].

Данная проблематика достаточно широко освещена в современной психологической литературе, однако, если говорить о тех или иных характеристиках, определяющих эффективность деятельности психолога (вне зависимости о каком уровне функционирования идет речь психофизиологических предпосылках или личностных чертах), возможно только в случае осмысленного отношения профессионала к себе в контексте профессиональной деятельности и его отношения к самой деятельности в целостном контексте жизни.

Профессия «психолог» постепенно приобрела массовый характер, выросло число высших учебных заведений, осуществляющих профессиональное обучение и переподготовку психологов. Превращение профессии из «элитарной» в » массовую» привело к тому, что в профессию без какого-либо отбора может прийти любой человек.

Анализ ситуации, складывающейся на рынке профессий и рынке образовательных услуг, показывает, что они оказались практически не связанными, а подготовка профессиональных психологов часто осуществляется без учета востребованности специалистов выпускаемых профилей на рынке труда области или города. В результате выпускники не видят реальных возможностей для профессиональной самореализации и обеспечения желаемого уровня жизни , что снижает их психическую устойчивость, создает угрозу личной и профессиональной безопасности. Указанные процессы происходят на фоне ужесточения требований к молодому специалисту. У современных выпускников вуза период адаптации

  • вхождения в специальность сокращен до минимума или вообще отсутствует.

Перечисленные обстоятельства актуализируют необходимость повышения качества профессиональной подготовки психолога и интерес исследователей к различным аспектам его личности и профессиональной деятельности.

Очевидно, что отдельные умения, способности и личностные свойства не могут обеспечить профессиональную деятельность, так как способствуют успеху только при сформированной мотивации и развитой профессиональной направленности личности.

Мотивы, побуждающие человека к занятию профессиональной психологической деятельностью, редко становились предметом специальных исследований. Работы, отражающие специфику профессиональной направленности школьного психолога, его карьерные ориентации, мотивы выбора профессии и т.п. представлены единично [4].

Все вышеизложенное свидетельствует о несоответствии уровня разработки проблемы профессиональной направленности школьного психолога, ее значимости для профессионального развития специалистов и востребованности образовательной практикой вузов. Необходимость определения психологических условий, обеспечивающих формирование профессиональной направленности школьных психологов на этапе вузовского обучения, обусловили актуальность темы, теоретическую и практическую востребованность исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психологические условия, определяющие развитие профессиональной направленности школьных психологов на этапе их обучения в вузе?

  • соответствии с целью, объектом и предметом исследования было выдвинуто предположение, выступившие в качестве гипотезы исследования:

Развитие профессиональной направленности будущих школьных психологов возможно, если в процессе обучения в вузе созданы такие психолого-педагогические условия, благодаря которым у студентов формируются мотивационный, когнитивный, эмоционально-чувственный, организационно-личностный и рефлексивный компоненты готовности к профессиональной деятельности, что в конечном итоге сформировали бы в нем такие необходимые профессиональные качества как: открытость, профессионализм, искреннее стремление помощи и понимания, альтруизм, доброжелательность, чувство сопереживания.

Отсюда необходимо выдвинуть следующие задачи для обучения его будущей профессии:

  1. Выделить сущностные характеристики профессии школьного психолога. Определить содержание понятия «профессиональная направленность школьного психолога» и выделить ее основные компоненты.
    1. Обосновать влияние готовности к профессиональной деятельности на развитие профессиональной направленности школьного психолога на этапе его профессиональной подготовки.
  • Определить основные пути психолого-педагогического сопровождения по развитию готовности к профессиональной деятельности
  • профессиональной направленности школьных психологов на этапе их обучения в вузе (программа психолого-педагогического сопровождения будущих психологов).

Для решения исследовательских задач были использованы следующие

методы: сравнительно-сопоставительный анализ философской, психологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме; методы сбора и интерпретации теоретического материала, не включённое наблюдение, индивидуальные беседы.

Проведенный теоретический анализ расширяет и углубляет современные представления о личностных качествах школьного психолога основных компонентах его профессиональной деятельности. В статье выявлены компоненты профессиональной направленности на психологическую профессию, предпринята попытка выделить признаки деформаций профессиональной направленности школьного психолога; поставлен вопрос о факторах формирования профессиональной направленности психолога в период его обучения в вузе и возможностях содействия этому процессу [5].

Предложенные пути развития профессиональной направленности и проект программы психологического сопровождения будущих школьных психологов могут быть использованы преподавателями вуза и сотрудниками психологической службы в качестве методического ориентира:

  • при содействии формированию профессиональной направленности и отдельных ее компонентов (отношение к профессии, формирование адекватного образа профессии, представления о профессиональной самореализации, прогнозирование профессиональной успешности, планирование карьеры и др.);
    • отдельные элементы могут быть также использованы при оказании психологической поддержки на этапе профессионального самоопределения, при формировании профессиональной направленности специалистов других профессий.

Развитие профессиональной направленности школьных психологов на этапе вузовского обучения связано с формированием у них психолого-педагогической готовности к профессиональной деятельности. И, как следствие, отсюда они должны выделить сущностные характеристики своей будущей профессии с пониманием того, что школьные психологи будут

способствовать развитию профессиональной мотивации и профессиональных склонностей и стремиться реализовать на практике весь багаж полученных знаний с использованием личностных качеств психолога, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности,

особенностей профессионального самосознания психолога, профессиональной компетентности и культуры психолога и другое.

Если преподаватели вуза и школьные психологи будут способствовать развитию профессиональной мотивации и профессиональных склонностей, то к окончанию вуза студенты не разочаруются в выбранной специальности,

  • будут стремиться реализовать на практике весь багаж полученных знаний. Отдельные   направления   практической   работы   могут   быть

смоделированы для предотвращения деформаций профессиональной направленности психологов на различных этапах обучения в вузе или в периоды профессиональных кризисов.

Перечисленные возможности дальнейших исследований по поставленной проблеме статьи дают основание определить ее как актуальную.

Список использованной литературы:

  1. Бачманова Н.В. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения // Психологическая наука и образование. – 2002. –№2. – С. 12–23.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М., 2009

  • Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. М., 1984. 176 с.
  • Молоканов М. В. Общая психодиагностика. — М., 1998. -77 с.
  • Шишкина Л.И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи. / ЛГУ., 1976. -62 с.

З. С. Арыстанова, C. Б. Сарбасова

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ К ЖИЗНИ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ НА ПРИМЕРЕ НОУ «SOS ДЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ», Г. НУР-СУЛТАН

Казахский университет экономики, финансов и международной торговли (г. Нур-Султан)

Актуальность.Подготовка детей из группы риска социальногосиротства, а также проживающих в семье НОУ «SOS Детская деревня» городов Нур -Султан , Алматы и Темиртау к проживанию в приемной семье приобретает особую актуальность в современных условиях. Учреждения и организации, занимающиеся воспитанием детей , оставшихся без попечения родителей руководствуются положениями новых программ и законодательных документов. Комитет по защите прав детей МОН РК в сотрудничестве с ЮНИСЕФ разработали в соответствии с корнями, миссией

  • ценностями организации («Кто мы есть») и конвенцией ООН О правах ребенка данные документы, адаптированные к условиям современного Казахстана. Все документы прошли через процесс согласования и обратного мнения со стороны национальных ассоциаций и с учетом мнений детей и молодых людей.

Степень изученности данной темы свидетельствует о научноминтересе исследователей социально-психологического и социально-педагогического направлений. Так в работах В.А.Сластёнина, В.Г.Бочаровой, А.М.Абульхановой-Славской и др. – социально-психологический и социально-педа-гогический аспект. Исследования возможностей воздействия социальных сетей представлены в работах М.Ричмонд, Н. Блаймер, К. Кассель. Казахстанские исследователи социального воспитания, подготовки кадров к работе с приемными родителями, семьями группы риска представлены в исследованиях А.К.Кусаинова, С.Б.Сарбасовой, З.У.Кенесариной, Б.Ж.Абдрашевой, М.Т.Баймукановой, и др.

Цель исследования: разработать и обосновать комплексную модельподготовки детей, оставшихся без попечения родителей к процессу адаптации детей в приемной семье.

Объект: процесс усыновления детей,оставшихся без попеченияродителей, приемными родителями на примере опыта НОУ «SOS Детская деревня» г. Нур-Султан.

Целевая группа:дети,оставшиеся без попечения родителей ивовлеченные в процесс усыновления приемные родители.

Предмет исследования: комплексная модель подготовки детей,оставшихся без попечения родителей к процессу адаптации детей в приемной семье.

Материалы и методы:теоретический анализ и обобщениезарубежных литературных источников, и изучение опыта отечественных ученых, анализ данных, полученных с помощью формы оценки, критерии по формированию социально — педагогической адаптации детей и развитие навыков, формирующий эксперимент (анализ результатов собственной практической работы в парадигмах отечественного подхода к социально-психологической коррекции и гармонизации отношений между детьми и родителями).

Конечная цель исследования: внедрение модели подготовки детей,оставшихся без попечения родителей к процессу адаптации детей в приемной семье.

Обсуждение: Существующая практика программы усыновленияпреобразуется в соответствии с современными требованиями международного сообщества в отношении детей, оставшихся без попечения родителей применительно к условиям Республики Казахстан. Разработанные ранее материалы для руководства и регулирования социальных взаимоотношений между детьми и сотрудниками Детской деревни адаптируются для создания приемной семьи, выстраивания социально-психологических гармоничных взаимоотношений между членами новой создающейся семьи.

Н. С. Байбусинова, C. Б. Сарбасова

АСПЕКТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ,

ПОСТРАДАВШИХ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕСТРУКТИВНЫХ

ТЕЧЕНИЙ

Казахский университет экономики финансов и международной торговли

Актуальность.В современном обществе религиозная проблематикаприобретает все большую значимость. Становится понятным, что религиозный фактор является одним из важнейших в жизнедеятельности социума, влияя как на индивидуальную, так и на общественную ментальность, формируя, прямо или косвенно, идеологические доминанты, моральные и правовые нормы, социальные институты. Все большее внимание развитию религиозной сферы общества уделяется со стороны государства, осознающего ее важность в политической, идеологической, нравственной, воспитательно-образовательной и многих других областях общественной жизни. В особенности это касается тех лиц, которые уже подверглись действиям деструктивных движений. Оказание качественной помощи, которая будет являться шансом возвращения в общество.

Степень изученности: Отражение опыта республики Казахстан попротиводействию религиозному экстремизму. Если профилактическая, предупредительная работа по локализации идет в целом во всех государствах центральной Азии, то в Казахстане идет попытка систематизировать эту работу. Систематизация идет как в плане работы с решением внутренних проблем, так и решением внешних проблем. Результатом этого процесса стал операция «Жусан-1» по возвращению на родину наших сограждан . Из них около пятидесяти детей женщины и одиннадцать мужчин. Те меры, которые принимаются государством и средства, которые выделены государством по созданию реабилитационных центров по всей стране, помогут вернувшимся адаптироваться к новой жизни.

Цель исследования: определение уровня радикализации

Целевая группа:женщины и дети,вернувшиеся из мест боевыхдействий.

Предмет исследования: социальная работа по адаптации сженщинами и детьмивернувшиеся из зон террористической активности.

Материалы и методы:изучение и анализ проблем,для оказанияболее качественной социально-психологической помощи жертвам пострадавших от действий деструктивных течений.

Конечная цель исследования: Разработка новых методик работы слицами подвергшихся действиям деструктивных религиозных течений.

Обсуждение: Особое внимание уделено работе с группами риска иреабилитации лиц с радикальными взглядами. Проекты в этой области реализовываются неправительственными организациями.

Проводятся обширная работа с людьми которые прибыли с мест боевой активности и с членами их семей. В этой работеособую роль играет гражданские институты. Крепкий иммунитет общества к деструктивным религиозным идеям, особенно у молодежи, зависит от нашего активного участия и контроля за ситуацией.

А. Ж. Бекболатов, C. Б. Сарбасова

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРУДОВЫМИ МИГРАНТАМИ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ НА ПРИМЕРЕ Г. НУР-СУЛТАН

Казахский университет экономики финансов и международной торговли

(г. Нур-Султан)

Актуальность.Экономическая миграция из слаборазвитых стран-широко распространенное в современном мире явление. На протяжении уже многих десятилетий крупные мегаполисы сталкиваются с целым рядом проблем, возникающих на фоне этого процесса.

Наряду с проблемами, общими для мегаполисов всех стран-реципиентов, как то: низкий уровень образования и квалификации мигрантов, незнание ими языка титульной нации, высокая доля нелегалов, в каждом центре миграции возникает и ряд специфических проблем, связанных с национальными особенностями доминирующей массы въезжающих мигрантов.

Крупнейшие мегаполисы также не являются исключением. Основной поток мигрантов в Казахстан — из бывших советских республик, каждая из которых имеет свои национальные и религиозные особенности. Эти исторически заложенные в каждой культуре особенности определяют уровень и характер адаптации мигранта в новом принимающем сообществе. Они определяют характер адаптации и мигрантов из республик Центральной Азии.

Степень изученности В мировой истории массовые миграционныепотоки и связанный с ними комплекс проблем хорошо известны.

Изучение процессов миграции и адаптации началось еще в XIX веке, и первыми на них обратили внимание ученые-социологи. Так, одним из первых к изучению процессов миграции и адаптации подошел М. Вебер, дальнейшее развитие эта тема получила в трудах X. Ганса, Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Р. Парка, Т. Парсонса. Среди работ отечественных социологов конца XIX века выделяются труды A.A. Исаева, в которых сформулированы основные причины миграции.

Цель исследования: выявить сущность и механизмы социальнойработы экономических мигрантов из стран Центральной Азии в столичном регионе, а также в конечном итоге создание центра по оказанию услуг трудовым мигрантам в данном регионе.

Обьект: социальная работа с трудовыми мигрантов Средней Азии вгороде Нур-Султан

Целевая группа:трудовые мигранты Средней Азии в городе Нур-Султан.

Предмет исследования: социальная работа с трудовыми мигрантамиСредней Азии в городе Нур-Султан как социально уязвимого слоя населения.

Материалы и методы:анализ и обзор исследований,анализ учетнойдокументации, мониторинг и оценка деятельности служб курирующих деятельность трудовых мигрантов в городе Нур -Султан.

Конечная цель исследования: создание центра по оказанию услугтрудовым мигрантам Средней Азии в городе Нур -Султан.

Обсуждение: В настоящее время в Казахстане актуализироваласьдискуссия относительно целесообразности использования труда мигрантов

  • о миграционной политике Казахстана в целом. Наряду с идеями о дальнейшей либерализации миграционной политики и создании для мигрантов условий наибольшего благоприятствования, высказываются мнения о жестком ограничении и даже полном запрете привлечения в Казахстан низкоквалифицированной иностранной рабочей силы и замене ее внутренними мигрантами.

На данный момент остро состоит вопрос о социальной поддержке трудовых мигрантов в столичном регионе Казахстана, требуются новые инновационные подходы для разрешения данного вопроса.

И. А. Большакова, Н. Н Седач, Ж. А. Калбеков, И. Б. Меерманова

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВКЕ

СПЕЦИАЛИСТА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА НА УРОВНЕ

АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА

Кафедра сестринского дела НАО «Медицинский университет Караганды»

  • настоящее время в Казахстане реализуется проект «Модернизация медицинского образования и науки», одним из направлений которого является совершенствование сестринского дела в РК.

Данная работа проводится совместно с экспертами университетов прикладных наук JAMK и LAMK (Финляндия).

Реализация проекта позволила пересмотреть систему подготовки специалистов сестринского дела.

При этом за основу в подготовке медицинских сестер, выполняющих расширенные задачи сестринского процесса, была взята финская модель по подготовке специалистов сестринского дела.

Первичная сестринская модель — это поддерживание пациентоцентрированного подхода, что обеспечивает непрерывность ухода, безопасность пациента; поддерживать профессионализм медсестер, автономию, широкие полномочия должностей и независимое принятие решения. Командная модель предполагает организацию работы команды медсестер, врачей и др. специалистов.

«Портрет» современной медицинской сестры обладает достаточными коммуникативными навыками, то есть умением общаться с пациентами. У нее развито клиническое мышление. Может делать самостоятельный осмотр пациента, оценивать его состояние, ставить сестринский диагноз и составлять план ухода за пациентами.

Не мало важный аспект в профессиолнальной деятельности специалиста сестринского дела имеет наличие компетентности в сфере социальной работы, так как данный специалист зачастую первым сталкивается с проблемами социального характера доверенного ему населения.

Это постарение населения, инвалидность, одиночество, рост хронических заболеваний, больше становится пожилых, которые требуют к себе большего внимания и ухода со стороны специалистов сестринского дела.

Поэтому при разработке образовательных программ академического бакалавриата по специальности «Сестринское дело» были включены дисциплины, охватывающие область изучения социальной работы в здравоохранении «Социальная работа в сестринском деле», «Сестринское дело в геронтологии», «Основы реабилитологии в сестринском деле», «Паллиативная помощь», а для закрепления теоретического материала разработаны программы профессиональной практики по социальной работе на базах поликлиники, хосписа, стационара.

Кафедрой сестринского дела для студентов и преподавателей вуза выпущено учебно-методическое пособие «Социальная работа в сестринском деле».

Б. А. Дайрова, А. О. Есжанова, А. М. Есен

РОЛЬ ЦИФРОЛИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ

ОТРАСЛИ

Социальные работники КГП на ПХВ «Поликлиника №4 г. Павлодара»

Немного о нас: Поликлиника открыта в апреле2010года,построена врамках проекта “100 школ, 100 больниц”, размещена в 2 отдельно стоящих корпусах (взрослый и детский). Проектная мощность поликлиники 500 посещений в день.

Миссия нашей поликлиники: Улучшение здоровья населения путемэффективного управления предприятием и качеством медицинских услуг, улучшение материально-технического, профессионального, кадрового потенциала. Развитие пациент-ориентированной организации и расширения спектра медицинских услуг

Цель: Укрепление здоровья населения,для обеспечения устойчивогосоциально-экономического развития страны

Задачи: Развитие системы здравоохранения.Совершенствованиепрофилактики и управление заболеваниями, солидарной ответственности за здоровье. Повышение эффективности и финансирование. Обеспечение рационального использования ресурсов и оптимизации инфраструктуры.

Руководит нашей организацией главный врач Отарбеков Арман Толеусагиевич, имеет высшую категорию врача организатора здравоохранения.

Его труд отмечен Правительственными наградами Нагрудный знак «Қазақстан Республикасы денсаулық сақтау ісінің үздігі» — 2008 г., Нагрудный знак «Төтенше жағдайлар жүйесін дамытуға қосқан үлесі үшін» — 2012 г.

Руководитель службы поддержки пациента и внутреннего контроля Турганбаева Ботагоз Жасулановна, в разные годы являлась внештатным

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ПСИХОЛОГИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: РАЗВИТИЕ, ИННОВАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

сотрудников управления здравоохранения по вопросам ПМСП, участница Глобальной научно-практической конференции по первичной медико – санитарной помощи посвященной «40-летию принятия Алма-Атинской декларации 1978г», номинирована на звание «Лучший цифровой врач». (2018 г.)

Заместитель главного врача по лечебно-профилактической работе Айткенова Алмагуль Мадетовна, награждена нагрудным знаком «Қазақстан Республикасы денсаулық сақтау ісінің үздігі» — 2018г.

Территориально Поликлиника №4 обслуживает территорию одной из динамично и интенсивно развивающихся микрорайонов города Павлодара «Усольский». Обслуживаемое население составляет 66 024 тысяч, из них детей до 14 лет 16 422 (24,8%), женщин фертильного возраста 16 842 (25,5%), лиц трудоспособного возраста – 38 309 (58%), лиц старше 65 лет – 5 867 (8,8%).

Медико-социальная помощь населению оказывается социальными работниками и психологами. Штатная численность которых составляет -7 единиц, из расчета на 10 тыс населения -1 штатная единица социального работника и психолога.

Основными задачами социальных работников является

  • Содействовать людям социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и в помощи реабилитации.
  • Активно посещать и оказывать помощь и наблюдение на дому (патронаж и сопровождение) тяжелобольных, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
  • Содействовать в обеспечении обслуживаемых граждан по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
  • Оказывать содействие в получении медицинской помощи и госпитализации.
  • Проводить работу по реабилитации инвалидов.
  • Содействие в получении санаторных и реабилитационных мероприятий.
  • Содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних нуждающихся в социальной реабилитации, на усыновление, на попечение, приемную семью.

Для оказания медико-социальной помощи в поликлинике созданы все условия, штат укомплектован на 100% (7 социальных работника и 7 психолога), имеется оборудованный кабинет, который для удобства посетителей размещен на первом этаже здания, оснащен всем необходимым. Имеется компьютер с подключением интернета, установленными информационными системами «КМИС-Damumed», «АИС». Контактные телефоны социальных работников размещены на всех интернет ресурсах поликлиники (официальный сайт поликлиники, фейсбук, инстограмм).

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ПСИХОЛОГИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: РАЗВИТИЕ, ИННОВАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Социальные работники и психологи владеют навыками работы с информационными системами, так же обучают пациентов основам социально-психологических знаний для самообслуживания, поведение в общественных местах, работы с коммуникации.

Оказываю помощь и содействие доступа к юридическим услугам и правовым консультациям по вопросам медицинского обслуживания, защиты

  • прав в области охраны здоровья, получения социальных льгот и услуг. Оказание помощи при оформлении различных документов по

социально — правовым вопросам медицинского обслуживания, обращении, заявлении в различные государственные органы по вопросам получения предусмотренных законодательством льгот, пособий и иных документов подтверждающих их статус, гражданство, установления личности, опекунства над несовершеннолетними и недееспособными.

Оформления определенной категории лиц в организации социальной реабилитации , паллеативной помощи, дома престарелых, дома инвалидов и дом ребенка.

Проведение психологической диагностики и оказание индивидуальной и групповой социально-психологической помощи. Групповые занятия проводятся в специально оборудованном помещении «Школы здоровья». Данная комната оборудовано всем необходимым установлено мультимединное оборудование ( компьютер, ЖК телевизор, проектор с экраном, интерактивная доска), что позволяет сделать занятия в группах более информативными, яркими, познавательными и улучшают качество восприятия и усвоения материала.

Так же в своей работе социальные работники взаимодействуют с другими организациями и проводят совместные мероприятия и акции.

  • КГУ «Центр оказания специальных социальных услуг реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата».
  • Управление координации занятости и социальных программ Павлодарской обл.
  • Общественное объединение инвалидов Реабилитационный центр для детей до 14 лет «Самал».
  • КГУ «Павлодарский областной Центр реабилитации лиц с ограни-ченными возможностями» (Павлодарская область Майский район, с.Коктобе)
  • Республиканский Детский Реабилитационный Центр «Балбулак» (г.Алматы)
  • КГКП «Хоспис Павлодарской области» и отделение сестринского

ухода,

  • Национальный Центр детской реабилитации Корпоративного фонда «UMC» (г.Нур-Султан)
  • Республиканский детский клинический санаторий «Алатау» (г.Алматы

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ПСИХОЛОГИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: РАЗВИТИЕ, ИННОВАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

  • КГУ «Медико-социальное учреждение общего типа для престарелых
  • инвалидов Павлодарской области.

Каждый социальный работник обслуживает 9432 человек прикрепленного населения. Пациентов с ограниченными возможностями 1558, из них получивших инвалидность с детства 228, пациентов возрасте от 15-18 лет -18, пациенты передвигающиеся на коляске 260 человек.

За отчетный период нами было проведена работа:

  • Сопровождение пациентов для получения услуг в структурных подразделениях поликлиники – 527
  • Помощь при получении внутренних и внешних направлений на обследования – 215,
  • Выписка рецептов лекарственных препаратов для пациентов- 730
  • Доставка рецептов и лекарственных средств на дом — 973
  • Запись и сопровождение на ВКК – 169
  • Содействие в подготовке к реабилитации и лечения в санатории -36
  • Подготовка документов и сопровождение в диспансер – 7
  • Получение направления на лечение в дневной стационар – 12
  • Социально-психологическая помощь (консультация устно и по телефону) – 2114
  • Запись на обследование в другие медицинские организации – 34
  • Содействие на оформления документов в Дом престарелых и в Дом ребенка – 6
  • Оказание помощи для получения правовых услугах – 3
  • Содействие в оформлении документов многодетным семьям – 7.

Ж. Б. Досмаилов 1, С.С. Бобырев 1

ПРЕДИКТОРЫ КАРДИОВАСКУЛЯРНЫХ СОБЫТИЙ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ.

НАО «Медицинский университет Караганды», г. Караганда

Введение.В настоящее время все более актуальными становятсявопросы профилактики болезней системы кровообращения, поскольку они занимают лидирующие позиции среди причин внезапной смерти инвалидизации населения. В Республике Казахстан реализуется Национальная скрининговая программа. Проект акцентирует внимание на усиление профилактических мероприятий, скрининговых исследований основных социально значимых заболеваний. Население охвачено не полностью. В скрининговых программах не участвуют лица молодого возраста. Однако, в этой категории имеет место распространенность факторов риска дальнейшего развития патологии сердца и сосудов. Так наличие избыточного веса и ожирения как самостоятельного фактора риска формирования метаболического синдрома входит в группу риска развития кардиоваскулярных осложнений.

Цель.Изучить предикторы кардиоваскулярных событий средимолодых, условно здоровых, людей.

Материал и методы.В нашем исследовании приняли участие71практически здоровый человек , из них 30 мужчин и 41 женщина, в возрасте от 18 до 44 лет. Всем обследуемым лицам были проведены антропометрические измерения, которые включали в себя данные роста, веса, объем талии, бедра и плеча, с последующим расчетом индекса Кетле, а также измерение артериального давления. Статистическая обработка данных была произведена на базе программы Microsoft Excel.

Результаты.У25%были выявлены метаболические нарушения(Индекс Кетле ≥ 25,0). Среди женщин такая распространенность составила 29,2% (12), среди мужчин метаболические нарушения наблюдались у 20,0%

  • обследуемых. У 24% (17) молодых людей отмечалось повышение артериального давления, в основном за счет диастолического.

Выводы.Распространенность метаболических нарушений иповышение артериального давления была выявлена в значительной части исследуемой группы, однако существенных расхождений между мужчинами

  • женщинами не наблюдалось. Проведенное исследование позволило подчеркнуть важность изучения метаболических нарушений и их взаимосвязи с повышением уровня артериального давления. Полученные данные позволят в дальнейшем дать рекомендации молодым людям по изменению образа жизни, характера питания и мониторинга артериального давления.

Ж. Ж. Жанабекова

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ ВРАЧА

  • МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РДЦ КФ «UMC» Центр ПМСП, г. Нур-Султан

Актуальность: Известно,что в последнее время роль психолога всфере здравоохранения, и в обществе вообще, повышается, и немаловажную роль в этом сыграло развитие интегрированного, комплексного подхода к оздоровлению человека. Целостное видение личности пациента врачом определяется его социальной ориентированностью, позволяющей в некоторых случаях направить пациента к соответствующему специалисту-психологу. Развитие социальной ориентированности у специалистов здравоохранения является актуальным вопросом клиентцентристкого подхода в лечении населения.

Еще Франсуа Вольтер много лет назад писал: «Врачи назначают лекарства, о которых они знают мало, против болезней, о которых они знают меньше, для лечения людей, о которых они не знают ничего…»Возникает необходимость обучения и расширения социально-психологических знаний у специалистов здравоохранения в подходах работы с человеком как с целостной гармоничной системой.

Цель исследования: обучение специалистов здравоохранениязнаниям в области социально-психологической работы как возможной детерминирующей причине соматических заболеваний.

Материалы и методы: Обзор детельности специалистов социально-психологических служб ПМСП, практика в ПМСП.

Результаты: В рамках болезнецентристкого подхода специалистыздравоохранения продолжают смотреть на пациента/клиента только как на носителя болезни , например, пришел «Сахарный диабет», пришла «Гипертония», а не комплексно, как на целостную личность в сочетании с ее внутренним миром и окружающими социальными группами и сообществами , влияющими на здоровье и жизнь. Необходимо смотреть на болезнь шире, нельзя изолированно исследовать заболевания одного органа, стоит отслеживать не только физиологическую подоплеку болезни, но и то, каким образом болезнь может быть связана с актуальным душевным и духовным состоянием человека. Необходимо также уделять внимание предшествующему травматическому опыту пациента и его ментальным установкам. Развитие социально ориентированного мышления у медицинского работника позволяет учитывать все эти стороны и зависит от уровня его знаний о личности, ее физическом и психологическом здоровье и социальном благополучии. Если у врача нет представления о деятельности психолога и социального работника, о методах их работы с населением, то у него не будет мотивации направлять пациентов к ним. Необходимо постоянно повышать уровень знаний специалистов здравоохранения по основам социальной и психологической работы в виде семинарских, лекционных занятий и психологических тренингов. Необходимо обучение по темам: структура личности, типы личности, механизм развития психосоматических симптомов, стадии реагирования горя, реакции на стресс, признаки депрессии, факторы суицидального риска, жизненные циклы семьи, трудная жизненная ситуация, преимущества позитивного мышления и другие. Например, формирование позитивного настроя может само по себе активизировать иммунологические ресурсы организма

время как негативные мысли, депрессия могут спровоцировать падение иммунитета и в дальнейшем привести к торможению процессов выздоровления. Развитые социальная ориентированность, критическое мышление врача и медицинской сестры способствуют восстановлению, сохранению и укреплению здоровья населения, достижению социального благополучия и значительному улучшению качества жизни пациентов, через интеграцию методов медицинского и социально-психологического характера.

К. К. Жунусова

РАБОТА ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ МЕДИЦИНСКОМ

УЧРЕЖДЕНИИ

Некоммерческое акционерное общество «Медицинский университет

Караганды» г.Караганда

Психолог медицинского учреждения — это специалист с базовым высшим психологическим образованием, получивший дополнительное образование по клинической психологии. В нашей стране положения и квалификационные требования психолога в учреждениях здравоохранения утверждены приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года № 765 «Об утверждении квалификационных характеристик медицинских и фармацевтических специальностей»

Работа психолога в детском медицинском учреждении осуществляется

  • учетом возрастных особенностей пациента и направлена в первую очередь на восстановление психического здоровья ребенка, также выявлению условий, препятствующий гармоническому развитию личности пациента или затрудняющие его.

Психолог проводит психологическое консультирование, в ходе которого оказывает помощь пациентам, их родственникам, а также медицинскому персоналу в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем. Проводит психодиагностические исследования и диагностические наблюдения за пациентами. Совместно с врачом разрабатывает психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов. Проводит работу по обучению медицинского персонала в области медицинской, социальной психологии и деонтологии. Оценивает эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий. Медицинский психолог также сотрудничает с социальными работниками, органами опеки и попечительства.

Основными методами медико-психологической диагностики ребенка является клиническая беседа и наблюдение. Беседа помогает в установлении контакта и позитивных личных отношений с пациентом, что позволяет получить информацию о личностных особенностях и переживаниях ребенка.

  • нашей стране психологическая служба в системе здравоохранения только развивается. Вводятся штатные единицы психолога в онкологических диспансерах, где психолог оказывает психологическую поддержку онкобольным детям и их родителям.

А. А. Кнаус

ПАЦИЕНТ- ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В МЕДИЦИНСКОМ

ОБРАЗОВАНИИ.

Некоммерческое акционерное общество «Медицинский университет Караганды», г. Караганда.

На современном этапе оказание качественной медицинской помощи невозможно без учета индивидуальных особенностей пациента в каждом конкретном случае. Медицинскому персоналу при оказании медицинской помощи необходимо выяснять не только медицинские аспекты, но и психологические особенности пациента, его социальное положение, его чаяния и потребности. Только совокупным решением всех вопросов, касающихся жизнедеятельности пациента, возможно добиться комплаенса и удовлетворенности пациента медицинскими услугами.

  • медицинском университете Караганды на кафедре медицинской психологии и коммуникативных навыков проводится подготовка студентов всех специальностей для работы в новых условиях здравоохранения.

Для студентов старших курсов, врачей-интернов и магистрантов 1-2 года обучения преподаются дисциплины «Пациент-центрированный уход» и «Пациент-центрированный уход и комплаенс», на которых студенты обучаются создавать мультидисциплинарную команду с учетом индивидуальных потребностей пациента. Состав команды определяется не только узкими специалистами медицинской практики, но и включает в себя психолога (медицинского психолога, психотерапевта) и социального работника.

Обучение пациент-центрированному подходу вышло за рамки медицинского вуза: наша кафедра приняла участие в работе Конгресса для врачей дерматологов и дерматокосметологов «PRO ACNE». Основной целью конгресса было обучить врачей узкой специализации организовывать мультидисциплинарную команду из врачей смежных специальностей (диетолога, нутрициолога, терапевта, инфекциониста, паразитолога, гастроэнтеролога и т.д.) для достижения хороших результатов терапии и стойкой ремиссии заболевания.

Учитывая, что пациенты с хроническим дерматозом, как правило, имеют проблемы в коммуникациях и затруднения в социальном самоопределении личности, одна из ведущих ролей в лечении принадлежит клиническому психологу.

Таким образом, новое поколение врачей, растущее в мире компьютерных технологий, сможет удовлетворить потребности современного пациента.

Р. Коскинен

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ФИНСКОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ И БЛАГОСОСТОЯНИИ – ПРОБЛЕСК СОВМЕСТНОЙ ПРАКТИКИ Häme Университет прикладных наук (HAMK), Финляндия

Финское государство благосостояния представляет собой один вариант модели государств Северного благосостояния. Теоретически эта статья привязана к исследованиям практики, а также, в широком смысле, так называемому практическому повороту в науке. Эта теоретическая установка предоставляет способы изучения того, как различные элементы образовываются при формировании практики по мере их эволюции во времени и пространстве, что позволяет любопытствовать в отношении природы задействованных элементов. В этом отношении учитывается не только социальная сфера. Кроме того, интерес представляют различные элементы практики. В эпоху оцифровки такой подход обеспечивает надлежащие средства для изучения, например, технологических инноваций и того, как они внедряются в практику.

Чтобы проиллюстрировать опыт, связанный с тем, как исследования, работа в области развития и образование сочетаются в уровнях социальной практики , в настоящем докладе используются два справочных примера. Эти примеры касаются медицинских и социальных услуг, ориентированных на молодежь. В частности, они касаются служб охраны психического здоровья

  • рисков маргинализации. Кроме того, рассматривается пример, связанный с разработкой и использованием новых технологий, особенно информационных и коммуникационных технологий. В отношении этой темы включен пример финского детского благосостояния. Поскольку в 2008 году была проведена крупная законодательная реформа в области благосостояния детей, осуществление Закона о благосостоянии детей (417/2007) было поддержано электронным справочником. Описана роль этого справочника на практике.

Статья структурирована следующим образом. Во-первых, кейс-примеры контекстуализированы кратким описанием финского государства всеобщего благосостояния. Во-вторых, практические исследования представлены на общем уровне с кратким обзором их развития, главным образом в Финляндии. В качестве одного из способов проведения практических исследований более подробно описывается Реляционный Подход Актера (Actor Relational Approach — ARA). В-третьих, вкратце описаны три практических примера, в которых используется ARA. Наконец даются размышления о совместных практиках в финском государстве благосостояния. Поскольку этот доклад был представлен на Казахстанском Социальном Рабочем Форуме, некоторые размышления предоставляются на основе обсуждений в ходе мероприятия.

Социальная работа как часть финского государства всеобщего благосостояния

  • Финляндии вопросы в области социальной работы необходимо рассматривать в контексте Северного государства всеобщего благосостояния. Это приводит к решающей роли государственных органов и ресурсов, используемых при предоставлении социальных услуг для граждан. Финансовая база в области налогообложения имеет важное значение для развития финского государства всеобщего благосостояния. Скандинавская модель, просто выражаясь, содержит набор комплексных правовых и организационных систем, функционирующих на национальном, региональном и местном уровнях (Keттунен, 2014).

Согласно модели государства Северного благосостояния, существуют трансферты доходов и услуг для всех граждан Финляндии, которые являются универсальными. Во время строительства государства всеобщего благосостояния появилось много специфических профессий. В рамках этого процесса роль социальной работы в ее различных формах постепенно усиливалась. Социальная работа — не универсальная деятельность. Социальная работа необходима, когда трансфертов доходов и услуг недостаточно для решения проблем людей в сложных жизненных ситуациях

(Раунио, 2009).

  • течение десятилетий строительства и развития финского государства всеобщего благосостояния, модель была предметом политических и академических дискуссий разной интенсивности. Постепенно произошли изменения. Помимо политики, история государства всеобщего благосостояния тесно связана с экономическим развитием. Текущая ситуация характеризуется результатами больших усилий по развитию государственного управления в соответствии с идеями, которые обычно называются «Новое государственное управление» (New Public Management — NPM) (Кеттунен, 2014).

Социальная работа и государство всеобщего благосостояния взаимосвязаны многогранными способами. Фокус на практике дает полезный источник для понимания сложностей, связанных с их динамическими отношениями. Кроме того, это дает возможность не только лучше понять сложности, но и справиться с ними на практике.

Акцент на практике

  • области социальной работы и в социальных науках в целом, за последние десятилетия был признан так называемый поворот практики (Gherardi, 2015). Повышенный интерес к практике изучения на их собственных условиях дал полезное дополнение к поворотам просветления лингвистики. В социальных науках этот поворот привел к более тонкому взгляду на практику. Подробные и познавательные исследования по практике привели к новому пониманию реальности: например, необходимо серьезно относиться к тому, что значит жить в материальном мире

(Пикеринг, 1995).

События, связанные с практическими исследованиями в социальной работе, приняли форму исследовательского движения (Эпштейн и др., 2015). Социальная работа Финляндии играет активную роль в этом глобальном развитии; особенно деятельность, связанная с Хельсинкским регионом и Хельсинским университетом. На практическом местном уровне практические исследования проводились в двух научно-исследовательских институтах Института Хейкки Варис и Института Матильды Вреде. Деятельность в первом происходит на финском языке, на котором говорит значительная часть населения Финляндии. Институт Матильды Вреде является шведской группой. Мероприятия в обоих этих институтах основаны на соглашениях, которые обеспечивают основу для плодотворного сотрудничества между организациями в области исследований, практики и образования в области социальной работы. Недавно был опубликован двуязычный справочник с материалами, представляющими деятельность в обоих этих институтах. (Сатка, Юлкунен, Кяяряйнен, Пойкела, Илирука и Мууринен, 2016.)

Центральным направлением исследований является то, что процесс требует переговоров на всех этапах исследовательского процесса. Работа с практическими исследованиями предполагает тесную связь с практическими действиями. Речь идет о местном сотрудничестве между исследователями и исследовательскими средами, практиками и их рабочей средой. Все это должно быть связано с планированием, внедрением и распространением научных исследований, созданием диалогового процесса. Этот процесс включает также оценку результатов в рамках совместной практики и научного сообщества. Этот акцент на переговорах между различными сторонами дает людям возможность обмениваться мнениями и учиться друг у друга в сотрудничестве (Уггерхоя, 2014; Юлкунен & Карвинен-Нииникоски, 2014).

  • области социальной работы исследования практики нашли вдохновение, например, в крупных исследованиях в области городского планирования (Фливбиерг, 2001; Боэленс, 2010). Боэленс объединил актер-сетевую теорию (Actor-Network-Theory — ANT) с теориями городского режима (Urban Regime Theories) и теориями ассоциативной демократии

(Theories of Associative Democracy) в разработке Реляционного Подхода Актера (Actor Relational Approach — ARA). Это про-активная альтернатива, повторная сборка пространственного планирования актер-ориентированным образом, включая нескольких заинтересованных сторон и участников. Боэленс (2010: 43-46) описал рабочую схему ARA следующим образом:

  1. Интерпретация проблемы путем определения фокусных участников
  2. уникальных основных ценностей
    1. Идентификация и анализ актера
    1. Карты возможностей и возможности развития
  • Двусторонние переговоры и круглые столы
    • Случаи и пилоты
    • Разработка практики и общие планы
    • Демократическое закрепление
  • точки зрения социальной работы, преимущества ARA можно обобщить, как обеспечение систематического способа сотрудничества уже на ранней стадии исследовательского процесса. Рабочая схема построена таким образом, чтобы организовывать форумы для участников для их обсуждения потребностей. Подход «снизу-вверх» позволяет пространство для закрепления исследований в практической деятельности уже на ранней его стадии. Ориентируясь на ведущих и стратегических участников, ARA включает в себя форму динамики власти и субъективности. Благодаря этим элементам ARA зарекомендовала себя как эффективный подход к объединению исследований и разработок, что приводит к устойчивым результатам. Стоит отметить, что подход также обращает внимание на важность долгосрочных отношений и доверия. Описанная как рабочая схема, ARA следует понимать, как идеальную модель. Тем не менее, когда оно применяется в открытом диалоге и принимая во внимание рассматриваемый контекст, цели подхода могут быть достигнуты в значительной степени.

Модель ARA была протестирована более 10 лет в различных проектах планирования в Голландии, Бельгии и Германии (Боэленс & де-Ру 2016). Еще более развиты даже базовые предположения в модели. Кроме того, они утверждают, что существует повышенный интерес среди планировщиков к переходу от подделки сложности к вовлечению себя в сложность (там же,

46-47):

«Среди планировщиков растет интерес к решению сложностей и его текущему, открытому, нелинейному и непредсказуемому развитию, учитывая, что это больше соответствует реальности. … — … … Практически говоря, эта эпистемология подразумевает переход от планирования содержания и процесса к условиям планирования, в которых предполагаемые события могли бы или не могли произойти, или могли бы пойти по другому пути».

Следующие три случая направлены на то, чтобы дать обзор того, как практика исследований в области социальной работы в Финляндии использовалась в различных условиях.

Услуги по охране психического здоровья, разработанные в совместном процессе с молодежью и специалистами

  • Институте Матильды Вреде в 2014-2015 годах был проведен двухлетний исследовательский проект по охране психического здоровья

(Вестербек, 2016). Исследование было реализовано в сотрудничестве с социальной и медицинской организацией города Хельсинки с участием исследователей-социальных работников, практиков, пользователей услуг и лиц, принимающих решения. На рисунке 1 описан интерактивный исследовательский процесс.

Закрыть меню