РЕЗОЛЮЦИЯ

Круглого стола «СOVID-19 – Вызовы и уроки для ПМСП Казахстана», организованного Национальной Ассоциацией «Primary Health Care» и Медицинским Университетом Караганды

28 октября 2020 г. г. Караганда

ПМСП сегодня в условиях пандемии, в борьбе с COVID-19 актуальнее, чем когда либо. Ведь именно в организации первичного звена обращается большинство людей за медицинской помощью, и ПМСП может сыграть важнейшую роль в борьбе против коронавируса. Для этого необходимо придерживаться тех важнейших принципов, которые были приняты и утверждены в области ПМСП еще 42 года назад Алматинской Декларацией, а затем и Астанинской Декларацией, одним из основных принципов является приверженность первичной медико-санитарной помощи как фундаменту устойчивых систем здравоохранения.

На площадке Конференции отечественные и лучшие международные эксперты из стран Восточной Европы и Центральной Азии обменялись опытом и извлеченными уроками в борьбе с короновирусной инфекцией COVID-19. Своим опытом поделились Министр здравоохранения Литовской Республики, Первый заместитель Министра труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии, заместитель директора Роспотребнадзора, Директор Национальной службы здравоохранения Украины, Начальник Управления реформ ПМСП и международных отношений Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан, Национальный координатор по ПМСП Республики Узбекистан, Начальник отдела по международному сотрудничеству Государственного Агентства обязательного медицинского страхования при Кабинете Министров Азербайджанской Республики, профессор Государственного Университета Медицины Молдовы и другие участники форума.

Также в работе конференции приняли участие руководитель офиса Европейского центра Всемирной Организации Здравоохранения по первичной медико-санитарной помощи Мелитта Якаб, представители Странового офиса ВОЗ в Казахстане и других Страновых офисов ВОЗ.

Конференция привлекла внимание более 1132 участников, из которых 1092 подключились в онлайн режиме, одновременно присутствовали более 500 участников. Она была очень полезна для обмена опытом между странами Литвы, Грузии, России, Украины, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы, и участники любой страны по примерам других стран могли разработать предложения как лучше адаптировать услуги ПМСП для ответа вызовам пандемии по двум основным направлениями – как лучше управлять COVID 19 и как поддерживать в условиях пандемии основные услуги для других нужд здоровья.

1

Непосредственно на следующий день организовали Круглый стол с целью обсуждения актуальных вопросов ПМСП Казахстана, где выработали следующие рекомендации по инновационному развитию ПМСП в условиях COVID-19:

1) по системе финансирования здравоохранения, тарифной политике и методам оплаты медицинских услуг, в т.ч. связанных с коронавирусной инфекцией COVID-19:

— продлить льготный период по ОСМС до 1 января 2021 года для незастрахованных граждан (более 4 млн. населения страны), т.е. предоставить право на получение медицинской помощи в системе ОСМС лицам, за которых не поступили взносы или отчисления на ОСМС до конца текущего года;

— объединить на «выходе» финансовые средства на ГОБМП и ОСМС, что предусматривает заключение одного договора с поставщиками услуг и механизм внутреннего перетока средств. Это позволит устранить финансовый барьер к доступу населения за медицинской помощью;

— пересмотреть действующую систему оплаты на селе, то есть обеспечить полноценный глобальный бюджет на численность сельского населения, сверх оплату производить за оказание высокотехнологичных медицинских услуг (ВТМУ) и услуги не прикрепленному населению;

— предусмотреть оплату по прямым договорам за услуги по диагностике СOVID-19 с поставщиками по факту их оказания (исключить договора соисполнения для организаций ПМСП);

— установить оплату мобильных бригад при ПМСП по законченному случаю (без ограничения числа вызовов) / за услугу (не более 4 вызова на 1 пациента) для обеспечения своевременного доступа и снижения риска распространения заболеваемости среди населения и медработников;

2) по качественному исполнению лечебных и диагностических мероприятий согласно клиническому протоколу диагностики и лечения «Коронавирусная инфекция COVID-19» с дополнениями к 10-й редакции от 15.07.2020 года:

— обеспечить на непрерывной основе обучение специалистов ПМСП каждой новой версии клинического протокола по CОVID-19, принимая во внимание вопросы дифференциации вирусной и бактериальной пневмоний, случаи бесконтрольного назначения антибиотиков, эссенциальные подходы в лечении и диагностики COVID-19 на этапе ПМСП;

— предусмотреть в пакете ГОБМП полный пакет медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией CОVID-19 , включая лекарственное обеспечения (независимо от статуса застрахованности);

— транслировать для населения на популярных казахстанских каналах СМИ, в социальных сетях и через мессенджеры выступления авторитетных докторов, видеосюжеты и короткометражные ролики с разъяснениями и рекомендациями по профилактике, лечению, диагностике CОVID-19 и реабилитации со ссылкой на клинический протокол.

Национальному центру общественного здравоохранения предлагается разработать и распространить пакет кризисной коммуникации для медицинских работников при работе с пациентами с коронавирусной инфекцией CОVID-19;

2

ПМСП также организовать на постоянной основе информационно- разъяснительную работу среди населения по CОVID-19 с вовлечением социальных работников, психологов и лидеров из сообществ;

— актуализировать обязательное ведение чек-листов у пациентов с COVID-19 на амбулаторном этапе для оценки динамики состояния. Службам внутреннего аудита в организациях ПМСП обеспечить соблюдение протоколов диагностики и лечения с оценкой результатов;

— проработать четкий алгоритм госпитализации пациентов в зависимости от степени тяжести инфекции СOVID-19 и интегрировать его с информационными системами здравоохранения с учетом:

  •   приоритетности госпитализации пациентов с COVID-19 из группы риска, беременных и детей при любом ухудшении симптомов во время амбулаторного наблюдения;
  •   ПЦР тестирования при экстренной госпитализации проводить стационарам согласно заключенным договорам с ФСМС (предусмотреть оплату экстренного стационарного случая по КЗГ+ ПЦР);
  •   развертывания при больницах отделений сестринского ухода на дому для долечивания пациентов с пневмонией (в т.ч. в исходе COVID-19) в случае их ранней выписки, как этап стационарного лечения (в рамках 1 случая) с медикаментозным и диагностическим обеспечением от стационара; — запретить развертывание и лечение в дневном стационаре пациентов с подозрением, вероятным или подтвержденным COVID-19 (только в стационаре на дому или в условиях круглосуточного стационара); — внедрить социальных работников и психологов в оказание услуг пациентам с COVID-19 и реконвалесцентам, пересмотрев их квалификационные требования, разработать стандартные операционные процедуры (СОП) по консультированию пациентов с COVID-19, а также пересмотреть условия оплаты их труда. — отменить переадресацию вызовов 4-й категории сложности в круглосуточном режиме на уровень ПМСП; — предоставить право организациям ПМСП самостоятельно решать количество и состав мобильных бригад в зависимости от интенсивности передачи инфекции среди прикрепленного населения (нет случаев, спорадические случаи, кластеры, эпидемическая передача среди населения). В целях обеспечения своевременности обслуживания и качества услуг предусмотреть:
  •   конкретизировать функции между мобильными бригадами и бригадами скорой медицинской помощи, четко установить критерии диспетчеризации вызовов для предотвращения потери времени и ухудшения состояния тяжести пациента в случаях некорректной сортировки;
  •   объединить мобильные бригады с бригадами неотложной медицинской помощи на уровне ПМСП, учитывая эпидемиологический характер заболеваемости пневмонией и коронавирусной инфекцией СOVID-19;

3

 решить вопрос материального оснащения мобильных бригад организаций ПМСП, участвующих в оказании ГОБМП и ОСМС, независимо от формы собственности необходимым оборудованием, медицинскими изделиями (стандарт оснащения – ЭКГ, пульсоксиметры, экспресс диагностика ОАК, С-реактивного белка), лекарственными средствами и СИЗами;

проработать меры по мобилизации транспортных средств для обеспечения мобильных бригад за счет временной передачи транспорта с прикомандированием водителей с полным обеспечением затрат (горюче-смазочные материалы, запчасти и оплата труда) по месту основной работы из государственного и квазигосударственного секторов экономики;

 предусмотреть возможность дополнительного кадрового обеспечения мобильных бригад ПМСП на период роста заболеваемости COVID-19 из числа интернов и резидентов после обязательного курса обучения;

— в связи с пандемией СOVID-19 создать интегрированный Единый ресурсный центр в стране, обеспечивающий в онлайн режиме актуальной информацией о наличии доступных бригад скорой помощи и мобильных бригад, свободных мест на госпитализацию, доступа к ПЦР диагностике, что позволит улучшить связь между этапами оказания медицинской помощи: догоспитальным, первичным, вторичным и специализированным;

— разрешить оформление больничного листа не менее чем на 6 дней при любых симптомах ОРВИ или пневмонии в период пандемии;

3) по обеспечению бесплатными лекарственными средствами на амбулаторном уровне:

— передать розничную реализацию по отпуску гражданам бесплатных лекарственных средств на амбулаторном уровне (АЛО) частным аптекам или создать аптечную сеть при СК «Фармации», что позволит освободить ПМСП от несвойственных функций и снизить коррупционные риски;

— обеспечить развертывание передвижных аптечных пунктов для отдаленных сельских местностей по розничной реализации, в т.ч. АЛО;

— решить вопрос с внедрением электронных рецептов и интегрировать информационные системы Министерства здравоохранения РК и СК Фармации с медицинскими информационными системами ПМСП и частных аптек, при отсутствии информационных систем временно, в период пандемии неблагоприятной эпидемиологической ситуации по СOVID-19, разрешить безрецептурный отпуск лекарственных препаратов, что позволит сократить посещения пациентов в поликлиники за рецептами;

— обеспечить население беспрепятственным доступом к АЛО вне зависимости от места прикрепления посредством изменения механизма планирования АЛО: «потребность на организацию ПМСП» заменить «потребность на пациента с учетом прогноза заболеваемости»;

4) по организации дистанционного консультирования:

— решить вопрос идентификации пациента посредством регистрации ИИН и предоставления им информированного согласия или информированного отказа в предоставлении дистанционных услуг через аудио запись;

4

— организовать дистанционный метод консультирования в случае непрерывной передачи инфекции, а также пациентам из групп риска мультидисциплинарной командой ПМСП (в т.ч. социальными работниками и психологами), профильными специалистами, обученными консультантами на скорой медицинской помощи и в Call-центрах;

— усилить в период пандемии состав Call-центров (в т.ч. при скорой помощи) консультантами (опытными врачами и медицинскими сестрами), предварительно обучив их с целью полноценного консультирования населения, качественного сбора анамнеза и разрешить онлайн переадресацию на семейного врача;

— разработать четкие СОПы с триггерными вопросами и ответами, которые будут инициировать эскалацию помощи и направление пациента на неотложную или скорую медицинскую помощь, госпитализацию;

— решить вопрос оплаты медицинским работникам, социальным работникам и психологам, обеспечивающим дистанционное консультирование во время пандемии в режиме 24/7 с возмещением расходов на Интернет, мобильную связь;

5) по доступности сельских жителей к медицинским услугам и лекарственным средствам:

— провести комплексную оценку оснащенности и кадровой обеспеченности сельских больниц по доступу к базовому пакету услуг на селе, включая скорую медицинскую помощь, и с учетом расширения доступа к высокотехнологичным медицинским услугам (ВТМУ) для сельских жителей;

— решить вопрос организации скорой медицинской помощи на селе путем передачи отделений скорой помощи в состав сельских медицинских организаций;

— предусмотреть создание межрайонных диагностических центров для села с обеспечением КТ диагностики, УЗИ экспертного класса и лаборатории, в т.ч. с проведением ПЦР или ИФА исследований;

— организовать постоянно действующие дистанционные мобильные бригады анестезиологии-реаниматологии на базе областных медицинских центров для оказания реанимационной медицинской помощи для села детям, беременным и взрослым;

— не приватизировать сельское здравоохранение в целях обеспечения сельских жителей гарантиями на медицинскую помощь и в связи с тем, что сельские медицинские организации нуждаются в постоянной поддержке от государства;

— установить обязательную социальную поддержку работникам сельского здравоохранения (предусмотреть в местном бюджете дополнительные выплаты к заработной плате за работу на селе) и внедрить для привлечения молодых специалистов социальный пакет: трехлетний депозит, обеспечение жильем и иные льготы;

6) по обеспечению безопасности специалистов ПМСП и населения от заражения в период привлечения в рамках борьбы с коронавирусной инфекцией COVID-19:

5

— внедрить программу профилактики инфекций и инфекционного контроля, разработать СОПы на уровне медицинской организации с выделением ответственного лица (минимум 1 сотрудник на организацию) и соответствующих затрат на обеспечение его деятельности;

— обеспечить непрерывное обучение сотрудников (медицинских и немедицинских) основам инфекционного контроля и профилактики инфекций в аспекте COVID-19;

— разработать методику расчета потребности СИЗами и обеспечить 100% СИЗами, дез.средствами, тепловизорами и пульсоксиметрами медработников организаций ПМСП независимо от формы собственности, оказывающих услуги в рамках ГОБМП и ОСМС, в т.ч за счет средств местного бюджета;

— утвердить конкретный список задач, возлагаемых на ПМСП в части реагирования на COVID-19 во избежание необоснованного отвлечения кадровых и финансовых ресурсов ПМСП для выполнения задач эпидемиологического характера. Это касается работы в очагах, дежурства на санитарных постах и по обследованию контактных (на дорогах, в аэропортах и железнодорожных вокзалах, Центрах обслуживания населения и др.);

— предусмотреть постоянно действующие механизмы финансирования по обеспечению социальной поддержки работников организаций здравоохранения, в особенности переболевших COVID-19, в т.ч. из средств местного бюджета;

7) по обеспечению населения базовыми услугами ПМСП во время реагирования на пандемию COVID-19:

— организациям ПМСП разработать собственные СОПы и маршруты для оказания медицинской помощи здоровому населению и пациентам с различными заболеваниями с учетом эпидемиологических мероприятий по снижению риска распространения коронавирусной инфекции COVID-19;

— пересмотреть оказание услуг пациентам, участвующим в программе управления заболеваниями (ПУЗ), с акцентом на обучение по самоменеджменту, а не только на скрининг;

— пересмотреть порядок организации скрининговых программ на ранее выявление заболеваний в условиях заболеваемости COVID-19:

  •   решить вопрос финансового обеспечения скрининговых программ за счет средств ГОБМП независимо от застрахованности пациента;
  •   отойти от требований планового исполнения скринингов на уровне ПМСП к исполнению по обращаемости с внедрением механизма электронного уведомления населения;
  •   включить в программы скрининга услуги социального работника и психолога, с помощью которых могут быть устранены психо- социальные последствия результатов скрининга;
  •   внедрить практику проведения скрининга пациентам в период прохождения ими стационарного лечения, при этом стационарам проводить оплату стоимости пролеченного случая по КЗГ + услуги скрининга;


профилактической и медицинской помощи (базовой) на уровне ПМСП;

обеспечить непрерывное проведение иммунизации, плановой 6

8) по обеспечению устойчивого функционирования ПМСП, в т.ч. во время реагирования на пандемию COVID-19:

— пересмотреть и рационализировать подходы, требования к существующей модели ПМСП с исключением несвойственных функций и чрезмерно увеличенной нагрузки на медицинских и немедицинских работников ПМСП с созданием единого нормативного акта для ПМСП (организации ПМСП Казахстана в настоящее время осуществляют свою деятельность по выполнению 27 Дорожных карт и по соблюдению более 65 нормативных документов);

— пересмотреть подходы к интеграции психиатрической, наркологической, противотуберкулезной, онкологической и других профильных служб на уровень ПМСП и методы оплаты данных услуг;

— установить мораторий на применение штрафных санкций по отношению к ПМСП со стороны Фонда социального медицинского страхования и мораторий на проведение плановых и внеплановых проверок по различным направлениям деятельности ПМСП на период до конца 2021 года;

— решить вопрос мотивации работников ПМСП в проведении эпидемиологических мероприятий в рамках борьбы с коронавирусной инфекцией COVID-19 в целях недопущения оттока кадров из ПМСП;

— поддержать «Операционный механизм первичной медико-санитарной помощи: воплощение концепции в жизнь», разработанный Всемирной организацией здравоохранения с целью воплощения обязательств Декларации Астаны по первичной медико-санитарной помощи в конкретные действия и мероприятия с учетом национальных особенностей;

— внедрить механизм общественного мониторинга и обратной связи с населением путем создания Комитетов общественного доверия к здравоохранению при каждой медицинской организации (Комитет ОДЗ), который будет осуществлять мониторинг и влиять на качество предоставляемых медицинских услуг в организациях ПМСП и стационарах. Председателем Комитета ОДЗ является представитель из сообщества или социально-активный пациент;

— созрела острая необходимость создания в стране юридически и финансово самостоятельного Национального научно-практического центра ПМСП (ННПЦ ПМСП) с научным сопровождением и практической пилотной апробацией инновационных технологий с целью продвижения Астанинской Декларации в стране при партнерстве с Европейским центром Всемирной Организации Здравоохранения по ПМСП.

Организовать при ННПЦ ПМСП клинические базы не менее 1 городской и 1 сельской организаций ПМСП, а также региональных представительств с функциональным подчинением в 17 центрах лучших практик ПМСП для дальнейшей репликации лучшего международного опыта и технологий.

Резолюция принята единогласно г. Караганда
28 октября 2020 г.

7

Закрыть меню