4 -5 октября 2019 года Объединение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц «Национальная Ассоциация «Primary Health Care» совместно НАО «Медицинский университет Караганды» организовало большой и значимый форум для социальных работников и психологов сферы здравоохранения, образования и социальной защиты по актуальным вопросам и проблемам в данной сфере. В данном мероприятии приняло участие около 650 специалистов, а также представители: Министерства труда и социальной защиты населения РК; НАО «Фонд социального медицинского страхования», Европейского центра Всемирной организации здравоохранения по первичной медико-санитарной помощи; Представительства ЮНИСЕФ в Республике Казахстан; JAMK университета прикладных наук, Финляндия; Школы Благополучия НАМК Университета прикладных наук, Финляндия; Акимата Карагандинской области; Организации ПМСП и Центры лучших практик областей и городов республиканского значения по ПМСП; Медицинские университеты, ВУЗы и медицинские колледжи; Неправительственных организаций.

Научно-практическая конференция была посвящена вопросам профессиональной компетенции социальных работников и психологов, созданию социально-психологических служб в организациях здравоохранения, новым медико-социальным технологиям, аспектам профилактики по формированию здоровой модели поведения, улучшению качества жизни населения, межсекторальному и межведомственному сотрудничеству, изучению лучшего мирового опыта в области социальной работы и психологии, аттестации социальных работников в сфере здравоохранения как необходимого условия развития  профессионализма, финансовых инструментов экономической мотивации. А также с участием представителей Фонда социального медицинского страхования были рассмотрены актуальные вопросы внедрения обязательного социального медицинского страхования (далее — ОСМС) и возможные риски в деятельности специалистов первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в условиях ОСМС. Представитель МТСЗН РК доложила о современном состоянии социальной работы в  Казахстане и новой стратегии по модернизации социальной работы в РК. Клинические социальные работники и психологи сферы здравоохранения поделились опытом медико-социальной поддержки детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и инновациях в области социально-ориентированного ПМСП. Неправительственный сектор проинформировал о медико-социальных подходах семьям, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС), а также о помощи онкологическим больным детям, лицам с ментальными расстройствами. Старший преподаватель Школы Благополучия Университета прикладных наук из Финляндии PhD Райя Коскинен поделилась опытом практики социальной работы в Финляндии. Представители   Европейского Центра Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) по ПМСП — Анне Йохансон и Арнольдас Юргутис доложили об ускорении развития ПМСП в Европейском регионе и о роли мультидисциплинарной команды ПМСП в управлении неинфекционными заболеваниями. Также были проведены мастер-классы для социальных работников экспертами в  области социальной работы  Кумаровой Г.Х. и Хакимжановой Г.Д. — «Кейс — менеджмент в социальной работе», для психологов — Абдрашитовой Т.А. «Специфика психологического консультирования в медицине».

Доклады и тезисы участников конференции были опубликованы в специальном выпуске научно-практического журнала НАО «Медицинский Университет Караганды». От имени МТСЗН  РК были вручены: «Әлеуметтікеңбек саласының үздігі» лучшему социальному работнику и две почетные грамоты в сфере здравоохранения.

В завершении конференции лучшим специалистам в области социальной работы и психологии были вручены почетные грамоты от Национальной Ассоциации «Primary Health Care» и принята резолюция.

Предлагаем следующее:

  1. В связи с тем, что НПА по социальной работе в сфере здравоохранения были изданы в 2009, 2011 годах, необходимо внести дополнения и корректировки по деятельности социального работника в здравоохранении;
  2. В связи с отсутствием приказа по деятельности психологов в здравоохранении необходимо разработать и утвердить данный приказ, согласовав его с неправительственным сектором и профессиональным сообществом;
  3. Утвердить профессиональные компетенции по социальной работе и психологии в сфере здравоохранения на примере стандарта «Социальная работа и психологическая помощь», утвержденного приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 мая 2019 года № 292, в котором предусмотрены категории социальных работников и должность супервизора;
  4. Ввести новые понятия в социальной работе в сфере здравоохранения: 

    — «Кейс–менеджмент» в социальной работе (case management- «работа со случаем» или «социальное сопровождение»);

    — «Профессиональная Супервизия»;

  • Включить в приказ МЗ РК от 07.04.2010 года №238 «Об утверждении нормативов обеспеченности регионов медицинскими работниками» в раздел «Служба первичной медико-санитарной помощи для всех городов и населенных пунктов» специалистов «социальный работник» с установлением норматива обеспеченности 1 должность на 5000 населения, и «психолог» — 1 должность на 10000 населения, а также дополнить специалистом «супервизор по социальной и психологической помощи» с нормативом обеспеченности 1 должность на 5 специалистов;
  • Дополнить функции в деятельности МЗ РК и УЗ регионов по социальной работе и психологии с возможностью выделения отдельных специалистов в этой сфере, которые будут проводить статистический учет и аналитическую работу деятельности социальных работников и психологов в сфере здравоохранения, выстраивать межведомственное и межсекторальное взаимодействие. Сегодня на уровне МЗ РК и УЗ отсутствуют ответственные специалисты, не проводится оценка и развитие социальной и психологической помощи населению;
  • МЗ РК разработать Положение об Аттестации социальных работников и психологов в сфере здравоохранения и данную функцию передать профессиональным саморегулируемым неправительственным организациям (ассоциациям и союзам). Сегодня не проводится оценка профессиональной компетенции социальных работников и психологов по уровню квалификации;
  • Открыть в стране  Школу Социальной Работы в рамках реализации приказа Министра здравоохранения РК от 27.07.2018 года № 461 «Об утверждении основных направлений развития первичной медико-санитарной помощи в РК на 2018-2022 годы» с учетом внесения изменений от 15.02.5019г. №59   и распоряжения Премьер-министра РК от 10.06.2019 № 103-р «Об утверждении Плана мероприятий по развитию медико-санитарной помощи в РК на 2019-2022 годы»;
  • Оказать поддержку в создании Национальной Федерации Социальных работников РК для вхождения в Международную Федерацию социальных работников и  принятие Международного кодекса социальных работников;
  • Включить в учебную программу специальности «Социальная работа» и «Психология», дисциплины по работе с лицами с ментальными расстройствами, психосоциальная реабилитация, вопросы психологического образования социальных работников и населения, технологии работы с утратой и горем;
  • В целях подготовки практикоориентированных специалистов необходимо открыть филиалы кафедр на базе специализированных учреждений здравоохранения: (наркологические и психиатрические клиники, тубдиспансер, онкодиспансер и СПИДцентр, родильные дома и перинатальные центры; организации ПМСП);
  • Поддержать открытие и развитие центров психосоциальной реабилитации в специализированных учреждениях: наркологические и психиатрические клиники, тубдиспансер, онкодиспансер и СПИДцентр, родильные дома и перинатальные центры;
  • Внести дополнение в нормативно-правовую базу по психо-социальной реабилитации лиц с ментальными расстройствами, обозначить роль социального работника как кейс-менеджера в процессе реабилитации пациентов;
  • Повышение статуса профессии социального работника, психолога через публикации в СМИ, создание видеороликов о положительном опыте специалистов социальной сферы;
  • Рассмотреть вопрос повышения заработной платы социальных работников и психологов с внесением изменений в Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий»:

1) при определении должностного оклада (тарифной ставки): Приложение 1 «Классификация должностей гражданских служащих (за исключением квалифицированных рабочих), работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, по функциональным блокам» в разделе В сферах «Здравоохранение» и «Образование» дополнить специалистами основного персонала специалистов высшего уровня квалификации «социальный работник» и «психолог», также специалистов среднего уровня квалификации «социальный работник». Сегодня «социальный работник» и «психолог» относятся к прочему персоналу и их зарплата значительно ниже уровня возлагаемых на них компетенций и задач. Вместе с тем, социальный работник и психолог являются частью мульти дисциплинарной команды специалистов ПМСП на участке;

2) при определении доплат и надбавок за условия труда: включить в перечень специалистов организаций первичной медико-санитарной помощи (город и село), которым выплачивается доплата за психоэмоциональные и физические нагрузки, специалистов «социальный работник» и «психолог», оказывающих услуги прикрепленному населению, с доплатой в городе – 100% от БДО и на селе – 150% на селе;

3) при определении пособия на оздоровление к ежегодному оплачиваемому трудовому отпуску социальным работникам и психологам в размере одного должностного оклада (тарифной ставки);

  1. Проработать вопросы справедливой мотивации социальных работников и психологов за их вклад в достижение конечного и процессного результатов деятельности организаций здравоохранения:

1) определить рекомендуемые индикаторы процесса при оценке достижения индикаторов конечного результата, применяемых в расчете доплат по стимулирующему компоненту подушевого норматива (СКПН) в организациях ПМСП;

2) установить уровень вклада в пределах 5-10% от полученного результата на участке в организациях ПМСП, стимулирование которого осуществляется за счет средств СКПН;

  1. Разработать сигнальный или путевой лист для межведомственного сопровождения лица, семьи по оказанию социальной помощи;
  2. Для ранней диагностики расстройства аутистического спектра (РАС)  рекомендовать использовать готовые, несложные тесты и спектрограмму для медицинского персонала;
  3. В целях охраны здоровья подрастающего поколения в Молодежных центрах здоровья усилить профилактические программы по профилактике суицидального поведения;
  4. Обеспечение социальных работников поликлиник проездными билетами (в городах, где работает общественный транспорт) и компенсировать транспортные затраты на посещение клиентов на дому (в сельской местности, где нет общественного транспорта);
  5.  Обучение руководителей организаций ПМСП основам социальной работы и правильному пониманию функционала социальных работников и психологов;
  6. Обеспечение регулярного повышения квалификации социальных работников и психологов;
  7. Рекомендовать УЗ регионов и организациям ПМСП изучить опыт оптимизации информационного сопровождения деятельности специалистов ПМСП с целью улучшения качества медицинской помощи и социальной поддержки врачей и сестер на примере КГП «Центральная больница города Сарань»;
  8. Рекомендовать, предложенные для принятия ОО «Ассоциация социальных работников инвалидов и волонтеров» дополнения к НПА:

—  Государственный стандарт РК «Специальные социальные услуги детям и семьям социального риска с приложениями»,
—  Правила «Межведомственного взаимодействия и организации услуг раннего вмешательства в детское развитие в ситуации социального риска» (регулирующее взаимодействие между ПСМП, ЦОН, полицией, опекой и др.);

  • Инициировать постановку вопроса в МЗ РК о введении в классификатор медицинских и фармацевтических специальностей самостоятельной специальности «Клиническая психология»;
  •  Вместо должности психолога в медицинских организациях, относимой к «прочим должностям», ввести должность клинического психолога как специалиста организации здравоохранения (стационара, ПСМП, сельских организаций и т.д.);
  •  МЗ РК разработать и утвердить положение о клиническом психологе с квалификационной характеристикой специальности, должностными обязанностями, нормативами рабочего времени на индивидуальное консультирование и психокоррекцию, групповую работу, проведение и обработку психодиагностического обследования (ПДО) или экспериментально-психологического исследования (ЭПИ), иных видов работ клинического психолога, с учётом мировых стандартов деятельности клинического психолога;
  • Разработать и внедрить образовательные программы (ОП) по клинической психологии на уровне бакалавриата, магистратуры (в дальнейшем — докторантуры) и дополнительного образования (переподготовка и повышение квалификации) как для врачей — психиатров, так и для специалистов с базовым психологическим образованием, разработать правила сертификации и повышения категорийности клинических психологов в системе МЗ РК, с учётом и сохранением предыдущего стажа специалистов-психологов;
  • Рекомендовать психологам медицинских организаций войти в ассоциацию клинических психологов соответствующих областей (далее — в республиканскую Ассоциацию клинических психологов), решение о создании которой принято в резолюции VI Международной ежегодной конференции «Актуальные проблемы коммуникативных навыков, психологии и социальной работы в медицине: от теории к практике» 27-28 сентября 2019 года;
  • В целях снижения рисков социального напряжения среди населения и обеспечения доступности населения к бесплатной медицинской помощи при внедрении с 2020 года системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) принять меры

1) по снижению рисков, связанных с ограничением доступности к бесплатной медицинской помощи из-за отсутствия взносов на ОСМС среди самозанятой части населения, которые в соответствии с действующим законодательством должны будут с 2020 года самостоятельно оплачивать взносы на ОСМС;   

2) по актуализации данных, содержащихся в государственных базах данных государственных органов: МЮ РК, МЗ РК, МТСЗН РК, МВД РК, МОН РК, Комитетов государственных доходов МФ РК, влияющих на определение статуса застрахованности в системе ОСМС и соответственно определяющих право на получение медицинской  помощи в системе ОСМС.

Закрыть меню